Строители эпохи Ренессанса находились во власти своей осведомленности и желаний. Стремление превзойти классические формы всегда предполагает наличие сфер некоторой неопределённости, куда совершенствующая сила вдохновения может экстраполироваться, имея фундаментом то, что уже хорошо известно. Это приводило к выходу за пределы классической античности, как в случае с виллами, для которых не существовало образцов ни на бумаге, ни в натуре. Понятно, что чем шире знакомство с античными формами, тем больше возможности их комбинирования, моделирования и новых способов применения – например, известные арки Форума были не только преобразованы в ворота эпохи Ренессанса, но и напрямую адаптированы для использования в качестве фронтонов церквей, замков и домов, а также склепов. Античность не столько была восстановлена, сколько раскопана и раскрыта. Классические ордеры

Ключевыми элементами классического стиля являлись ордеры – четыре типа колонн, применение которых определялось правилами отношения высоты к ширине, конструкцией основания, капителью и антаблементом, а также возможностью их сочетания. Архитекторы пользовались двумя источниками информации. Одним из них был трактат Витрувия, характеризовавшего дорический ордер как «мужской», а ионический как «женский». Иным источником были остатки римских строений, самым влиятельным из которых является Колизей, где дорический, ионический, коринфский и композитные виды ордеров расположены друг над другом. Альберте при работе над паллацо Ручелаи первым применил три основных вида ордеров. Эта идея была подхвачена как захватывающее новшество архитекторами Испании, Франции и Англии.

 


Две ксилографии из 
"Основ Архитектуры" 
Джона Шута (1563)


Себастьяно Серлио: 
четыре ордена 
классической архитектуры 
с дополнительным 
"тосканским" орденом 
в начале. (1537)

Градостроительство

Вид идеального города, приписываемый Пьеру делло Франческа (середина 15 века)

Градостроительство эпохи Ренессанса основывалось скорее на любви к геометрии, чем на Джорджио Вазари: дворец Уффици, Флоренция (заложен в 1560) античных моделях. Идея идеального города захватила художников и архитекторов, и Пьеро делла Франческа был одним из них. Тем не менее лишь изредка город планировался как единое целое. Примером такого подхода является Пальманова, город с оборонительными сооружениями, спроектированный на основе блокнотных зарисовок Джулио Саворьяно, где выдержаны Пальманова, вид сверху требования как симметрии так и к обороне. Иерархическое учение Альберти о разделении архитектуры на религиозную, светскую и домашнюю, было реализовано в Пиенце, которую папа Пий перестроил в свою честь. Микеланджело вернул площади Капитолия древнюю функцию символа светского Рима, а Вазари во Флоренции Экспериментировал с видами схожих протяженных зданий.

Возрождение готики

Начало возрождения классического стиля пришлось на Интерьер собора Св. Евстахия, Париж (начало 16 века) Италию, где классические традиции имели глубокие корни. На севере эти традиции были забыты или вообще неизвестны, поэтому остались чуждым стилем, ассоциировавшимся с Италией и довлеющей готической лексикой. Как в живописи, так и в архитектуре результатом явилась тяжеловатая смесь стилей. Например собор Св. Евстахия в Париже и Гранадский собор бывшие строениями готического стиля, обрели классический облик благодаря колоннам и пилястрам.

Центрально-симметричные церкви

Церкви, центрально – симметричные в плане, симметричные по всем Антонио да Сангалло Старший: Санта Марио прессо Сан-Бьяджо, Монепульчиано (начат в 1518) четырём направлениям, не пользовались популярностью у духовенства вследствие их непригодности для проведения служб, но они неотразимо воздействовали на архитекторов по эстетическим и философским причинам. Такие архитекторы как Джулиано и Антонио да Сангалло экспериментировали с симметричным планом, а Браманте сделал его основой для своего нового собора Св. Петра. Леонардо, не будучи архитектором, возможно, знал Браманте по Милану. Его наброски центрально – симметричных церквей, упражнения в безукоризненно чистых формах, должны были быть известны в гумманистических кругах. С гораздо меньшей практичностью Палладио применил центрально – симметричный план даже к архитектуре жилых домов. Четыре пролёта лестниц Виллы Ротонда ни в коей мере не имеют функционального назначения, но являются искушающим образцом для будущего.

Маньеризм: конец или начало? Ни один мастер не склонен повторять уже созданное другими. Итальянские живописцы, архитекторы конца Х века были вынуждены двигаться вперёд. Стиль, получивший название маньеризм, Являлся сочетанием сложности, смекалки, новизны и неожиданности. Перемена традиционно приписывается Микеланджело, чей творческий импульс был настолько сильным, что зачастую казалось, что мастер создавал трудности для того, чтобы их преодолевать. Тем не менее, в дальнейшем , в понимании некоторых поздних историков, традиции Высокого Ренессанса не были отвержены, а наоборот имели развитие.

наверх

 

Hosted by uCoz