Историческая жизнь течет непрерывным потоком. Она есть ни что иное, как изменение. Если это так, то как же тогда возможна историческая периодизация. какую цену имеет наше деление истории на древность, средние века, Возрождение и т.д. А между тем, именно с того времени историки прониклись всецело идеей исторического становления, проблема периодизации стала для них самой важной из всех проблем исторической науки. Существует теория, что в определенный отрезок времени за непрерывными изменениями лежит нечто, что "прибывает" - хотя ни как мертвая вещь, а как "гений", "характер", "душа" этого времени, нечто, обнаруживающее себя в бесконечно разнообразных проявлениях. Отсюда можно сделать вывод, что "душа" нашего времени связана генетически с "душами" предыдущих периодов. Именно поэтому у многих историков есть склонность искать в прошлом то, что роднит его с современностью, что позволяет предугадывать в нем настоящее. "Всякая истинная история, - говорит Бенедетто Кроче, - есть современная история; истинный историк тот, который обращается к прошлому, ищет в нем ключ к пониманию настоящего".

Занимаясь изучением эпохи Возрождения, мы так же задались вопросом: как же связана эпоха Ренессанса с нашим современным миром? Постепенно мы пришли к выводу, что эта эпоха стала одной из ключевых в дальнейшем развитии истории.

Эпоха Ренессанса, на наш взгляд, была своеобразным противопоставлением Средневековью. Она возникла, в основном, из-за того, что люди начали испытывать духовную потребность к чему-то новому. Античность со своим богатым культурным наследием для подражания. Постепенно великое начало восприниматься, как высшее совершенство; на его фоне искусство Средневековья казалось варварским и неумелым. Конечно же, новая культура не могла строиться на обломках старой, разрушенной; она нуждалась в идеологической основе. Этой базой становится гуманизм, течение, основным принципом которого стало провозглашение прекрасного, гармонически развитого человека, обладающего неограниченными духовными и творческими возможностями. Важно заметить, что для гуманистов не существовало никаких сословных ограничений. Достичь идеала мог любой, будь он королем или же простым ремесленником. Такое радикально-новое мировоззрение отразилось на культурном развитии. Именно в это время искусство стало приближаться к народу. Основной тематикой по-прежнему оставалось воспевание возвышенного, но все же, стали создаваться произведения, отображающие жизнь простого люда. К примеру, в таком виде искусства, как литература, произошли достаточно весомые изменения. Она становится более демократичной и рассчитанной на более широкие круги читателей, в отличие от прежних времен, когда лишь только  высшие сословия имели доступ к литературным изданиям. Ориентируясь на античную литературу, поэты и писатели эпохи Ренессанса привнесли много нового: практически каждый жанр современной литературы был зарожден в эпоху Ренессанса.

Литература очень тесно связана с театром, поэтому не удивительно, что такие радикальные изменения оказали влияние на театральное искусство. Именно в это время Шекспир создает свой собственный театр, в котором ставятся его пьесы и которые, в основном, посещали простые люди. На наш взгляд, в эту эпоху вознило такое понятие, как "искусство для народа", которое в дальнейшем очень бурно развивалось и в данный момент играет значительную роль в нашей жизни.

Каждая эпоха конструирует своего представителя. Человек эпохи Возрождения освобождался от предрассудков и морали Средневековья; ценность человека стала определяться его личными достоинствами, а не положением в обществе. Возникает особое отношение к труду, религии, обществу, семье и любви, самом себе. Основным же стало духовное раскрепощение и стремление к своде ( опять же духовной). Нужно согласиться, что в наше время принципы, которые зародились около пяти столетий назад, занимают отнюдь не последнее место. Именно сейчас, как никогда раньше, человечество стремиться к раскрепощению и свободе.

В дальнейшем развитии истории люди очень часто обращались к идеям Гуманизма. Так, основные его идеи нашли свое отражение  в произведениях такого выдающегося французского писателя и философа, как Жан Поль Сартр. Уместно будет заметить,  что эта идеология у разных людей принимала различные формы, и очень часто конечный результат раздумий сильно отличался от первоисточника.  Например, Карл Маркс назвал коммунизм "реальным гуманизмом", который получил практическое осуществление в завоеваниям социализма, провозгласившего своим принципом: "Все во имя человека, для блага человека" (Большая Советская Энциклопедия). Но при этом он отвергал надклассовый подход к гуманизму.

Как мы видим, эпоха Возрождения была не просто этапом в непрерывном течении истории, который никак не повлиял на развитие человечества в дальнейшем. Элементы этой эпохи присутствуют и в современной жизни, и наверняка не будут утрачены в дальнейшем.

наверх

 

Hosted by uCoz