|
Искусство
Возрождения возникло на основе гуманизма (
от лат.
– «человечный») течения общественной мысли,
которое зародилось в 14 веке в Италии, а
затем на протяжении второй половины 15 – 16
вв. распространилось в других европейских
странах. Гуманизм провозгласил высшей
ценностью человека и его благо. Гуманисты
считали, что каждый человек имеет право
свободно развиваться как личность,
реализуя свои способности. Идеи гуманизма
наиболее ярко и полно воплотились в
искусстве, главной темой которого
стал
прекрасный гармонически развитый человек,
обладающий неограниченными духовными и
творческими возможностями.
Гуманистов
вдохновляла античность, служившая для них
источником знаний и образцом
художественного творчества. Великое
прошлое, постоянно напоминавшее о себе в
Италии, воспринималось в то время как
высшее совершенство, тогда как искусство
Средних веков казалось неумелым и
варварским. Возникший в 16 веке термин «возрождение»
означал появление нового искусства,
возрождающего классическую древность,
античную культуру. Тем не менее искусство
Ренессанса многим обязано художественной
традиции Средних веков. Старое и новое
находилось в нерасторжимой связи и
противоборстве.
При
всём противоречивом многообразии и
богатстве истоков искусство Возрождения –
явление отличённое глубокой и
принципиальной новизной. Оно заложило
основы европейской культуры Нового времени.
Все основные виды искусства – живопись,
графика, скульптура, архитектура –
чрезвычайно изменились. В искусстве
Возрождения тесно переплелись пути
научного и худежественного постижения мира
и человека. Его позновательный смысл был
неразрывно связан с возвышенной
поэтической красотой, в свойм стремлении к
естественности оно не опускалось до
мелочей повседневности. Искусство стало
всеобщей духовной потребностью.
Формирование
ренессансной культуры в Италии происходило
в экономически независимых городах. В
подъёме и расцвете искусства Возрождения
большую роль сыграли Церковь и
великолепные дворы некоронованных
государей ( богатых семейств) – крупнейших
покровителей и заказчиков произведений
живописи, скульптурыи архитектуры, Главным
центром культуры Возрождения сначала были
города Флоренция, Пиза, затем – Падуя, Генуя,
Милан и позже всех,
во второй половине 15 века – богатая
купеческая Венеция.
Так же
течение, получившее название Ренессанс
прижилось и в других странах Европы, в
основном это страны Северной Европы.
Интересно заметить, что культурное
возрождение североевропейских народов
произошло в Средние века, периодом зрелости
для них стала эпоха готики. Готическое
искусство бало той почвой, на которой дали
всходы семена северного Возрождения, при
чём случилось это так естественно, что
историки и по сей день не могут провести
границу между поздней готикой и ранним
северным Возрождением. В Северной Европе на
становление новой культуры наибольшее
влияние оказало не античное наследие, а
христианство. Так же как и в Средние века,
художник пытался возвестить в свойх
произведениях истину о Боге. При этом в
Средние века и позднее прекрасно
понималось, что Бог как абсолютное
Совершенство в принципе неизобразими,
следовательно, художник способен лишь
обозначить Его присутствие или намекнуть
на него. Считалось, что образ Бога яснее
всего запечатлён в окружающем мире. Поэтому
предметом благоговейного внимания
североевропейского художника эпохи
Возрождения сделались небеса и солнечный
свет, вода и камни, растения, животные, сам
человек, его жилище, и все творения рук
человеческих. В каком-нибудь цветке или
зверьке, наделённом символическим
значением, порой воплощалось сложное
богословское понятие. Любая малость могла
скрывать в себе что-то великое. Земной мир
вызывал живейший и пристальный интерес,
поскольку был прямым продолжением мира
небесного.
Североевропейское
искусство осмысливало место человека в
мироздании иначе, чем итальянское. В
искусстве Италии человек, наделённый
безграничными творческими возможностями,
способный преобразовать мир,
рассматрмвался, как центр Вселенной. В
искусстве Северной Европы человек – не
вершина творения, а лишь одно из
многочисленных свидетельств всемогущества
Творца. Созданный вместе с этим миром,
включенный в космический ритм природы, он
живёт в картинах североевропейских
художников одной жизнью с небесами, землёй
и морем: для них человек и прекрасен, и
величав, но всё же не более, чем любой камень
или травинка.
наверх
|