Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма ( от лат. – «человечный») течения общественной мысли, которое зародилось в 14 веке в Италии, а затем на протяжении второй половины 15 – 16 вв. распространилось в других европейских странах. Гуманизм провозгласил высшей ценностью человека и его благо. Гуманисты считали, что каждый человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности. Идеи гуманизма наиболее ярко и полно воплотились в искусстве, главной темой которого стал прекрасный гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями.

Гуманистов вдохновляла античность, служившая для них источником знаний и образцом художественного творчества. Великое прошлое, постоянно напоминавшее о себе в Италии, воспринималось в то время как высшее совершенство, тогда как искусство Средних веков казалось неумелым и варварским. Возникший в 16 веке термин «возрождение» означал появление нового искусства, возрождающего классическую древность, античную культуру. Тем не менее искусство Ренессанса многим обязано художественной традиции Средних веков. Старое и новое находилось в нерасторжимой связи и противоборстве.

При всём противоречивом многообразии и богатстве истоков искусство Возрождения – явление отличённое глубокой и принципиальной новизной. Оно заложило основы европейской культуры Нового времени. Все основные виды искусства – живопись, графика, скульптура, архитектура – чрезвычайно изменились. В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и худежественного постижения мира и человека. Его позновательный смысл был неразрывно связан с возвышенной поэтической красотой, в свойм стремлении к естественности оно не опускалось до мелочей повседневности. Искусство стало всеобщей духовной потребностью.

Формирование ренессансной культуры в Италии происходило в экономически независимых городах. В подъёме и расцвете искусства Возрождения большую роль сыграли Церковь и великолепные дворы некоронованных государей ( богатых семейств) – крупнейших покровителей и заказчиков произведений живописи, скульптурыи архитектуры, Главным центром культуры Возрождения сначала были города Флоренция, Пиза, затем – Падуя, Генуя, Милан  и позже всех, во второй половине 15 века – богатая купеческая Венеция.

Так же течение, получившее название Ренессанс прижилось и в других странах Европы, в основном это страны Северной Европы. Интересно заметить, что культурное возрождение североевропейских народов произошло в Средние века, периодом зрелости для них стала эпоха готики. Готическое искусство бало той почвой, на которой дали всходы семена северного Возрождения, при чём случилось это так естественно, что историки и по сей день не могут провести границу между поздней готикой и ранним северным Возрождением. В Северной Европе на становление новой культуры наибольшее влияние оказало не античное наследие, а христианство. Так же как и в Средние века, художник пытался возвестить в свойх произведениях истину о Боге. При этом в Средние века и позднее прекрасно понималось, что Бог как абсолютное Совершенство в принципе неизобразими, следовательно, художник способен лишь обозначить Его присутствие или намекнуть на него. Считалось, что образ Бога яснее всего запечатлён в окружающем мире. Поэтому предметом благоговейного внимания североевропейского художника эпохи Возрождения сделались небеса и солнечный свет, вода и камни, растения, животные, сам человек, его жилище, и все творения рук человеческих. В каком-нибудь цветке или зверьке, наделённом символическим значением, порой воплощалось сложное богословское понятие. Любая малость могла скрывать в себе что-то великое. Земной мир вызывал живейший и пристальный интерес, поскольку был прямым продолжением мира небесного.

Североевропейское искусство осмысливало место человека в мироздании иначе, чем итальянское. В искусстве Италии человек, наделённый безграничными творческими возможностями, способный преобразовать мир, рассматрмвался, как центр Вселенной. В искусстве Северной Европы человек – не вершина творения, а лишь одно из многочисленных свидетельств всемогущества Творца. Созданный вместе с этим миром, включенный в космический ритм природы, он живёт в картинах североевропейских художников одной жизнью с небесами, землёй и морем: для них человек и прекрасен, и величав, но всё же не более, чем любой камень или травинка.

наверх

 

Hosted by uCoz