В эпоху Ренессанса мир изменился как внешне, так и внутренне. Преображались большие города и дворцы того времени, а также границы известного мира. Понимание географического пространства значительно расширилось, и появилась возможность мысленных путешествий по отдаленным местам и знакомства с ними по описаниям и изображениям. Путешествия были трудными и дорогостоящими мероприятиями, но расширяющийся мир сжимался в интеллектуальном плане при помощи книгопечатания. По всей Европе облик городов изменился вследствие развития военного искусства. Изобретение пороха и артиллерии привнесло новые элементы в военную архитектуру, и вместо использовавшихся в прошлом укреплений башенного типа городские стены стали строить  с угловыми бастионами для размещения тяжелых орудий. Эти огромные, нередко звездно-образной формы, сооружения, многие из которых всё ещё можно увидеть, стали частью пейзажей на всех территориях, где европейцам пришлось обороняться. С открытием новых земель карты стали более точными и реалистичными, а благодаря книгопечатанию – общедоступными. Не только военачальники и государственные деятели, такие, как лорд Беркли, осознали ценность карт; карты также составляли часть коллекций произведений искусства. Глобусы и карты на стенах наводили на метафоры задолго до Джона Донна, обратившего к своей возлюбленной: «Моя Америка, моя новая открытая земля». Португальские и испанские плавания на восток вокруг Африки или ведущими на запад морскими путями привели к созданию новых и более четких представлений о Земле, как в отношении подробного графического изображения береговых очертаний, так и общего представления о континентах и морях.Хотя карты продолжали увековечивать вымысел и ложные надежды, они также способствовали внедрению новых и более правильных представлений о мире, а глобусы, широко распространившиеся в конце 16 столетия, уточняли визуальное представление о планете, плавающей в космосе, как Луна. Всякий мог, вместе с Майклом Дрейтоном, поэтом, написавшим рифмованное топографическое описание Великобритании, представить «Землю в совершенной округлости шара, превосходящей глобусы, искуснейшим образом созданные».В умах людей мир начал приобретать современное очертание.


Вид Флоренции с высоты птичьего полета, 
копия карты делла Катена (ок. 1480)

Возникли новые способы видения городов и Вид сверху Лукки, окруженный бастионами в виде звезды, построенными в 16 в. ландшафта. Виды городов с высоты птичьего полёта, как например виды Флоренции и Рима, выпущенные гравером и продавцом гравюр Франческо Росселли, или громадная из шести частей ксилография Венеции, созданная в 1500 году Джакопо де Барбари и Антоном Кольбом, или офорт с видом Генуи работы Антона ван ден Вингарда в 1553 году, предлагали совершенно новые топографические образы. Вводился новый опыт « повисание в пространстве над городом», где точно и реалистично выписывались детали (можно было найти свой дом, церковь или место работы). То, что теперь воспринимается как совершенное мирское, в 1500 году было сродни приобретению божественного видения – полёт являлся привилегией богов и птиц.

Составление карт мира.

Во времена Ренессанса зародилась география в её Каталанская mappa mundi (ок. 1450-60) нынешнем виде. До 15 столетия карты были либо схематическими изображениями накопившихся догм, либо чертежами путей из одного пункта в другой. К 1450 году очертания Европы, Северной Африки и Восточной Азии стали достаточно известны для создания относительно точной карты, хотя на показанной здесь Каталанской карте сохранились многие традиционные условности (например, красное море окрашено красным, а Иерусалим расположен в центре мира). На карте Фра Мауро 1459 года юг располагается сверху, поэтому всё изображение выглядит перевёрнутым. С началом путешествий – открытий в 1480-х годах границы известных земель расширились беспрецедентно.

Оборонительные сооружения.


Панорама Нюрнберга (ок. 1520)

Появление артиллерии в середине 15 века сделало устаревшими все фортификационные сооружения в Панорама Аугсбурга (ок. 1530) Европе. Старые стены, построенные в виде замка, должны были заменяться новой системой, изобретенной в Италии – бастионом в виде звезды. При таком построении защищаемая площадь окружалась застроенными бастионами из грунта, обложенного камнем,  внутренние углы которого скрывали пушки. Результатом, основанным на военной науке, являлась геометрическая правильность, привлекавшая архитекторов, сооружавших практически абстрактные модели.

Искусство разведения садов.

Искусство Огромный сад-терраса в Сен-Жермена Ле, пригород Парижа (1614)разведения садов в эпоху Ренессанса не было тем скудным архитектурным явлением, которое мы лицезреем в наши дни. Сады «сочинялись», как поэмы, и читались, как поэмы. В основу одного из самых значительных литературных сочинений 15 века Poliphili был положен символ сада. Настоящие сады эпохи Ренессанса, хрупкое сочетание естественного и искусственного, редко где сохранились. Всё же некоторые были воссозданы и их сложные геометрические ландшафты могут быть изучены заново. Лабиринты, бывшие характерной чертой садов Ренессанса, происходят из древней Греции. Все аллегории человеческой жизни получили отражение как в литературных произведениях, так и в искусстве садов. Дедал Критский считался первым архитектором садов, поэтому лабиринт также стал символом этого зодчего.

Сады Виллы Ланте, Багнайа, Италия. Современный вид.

наверх

 

 

Hosted by uCoz